: Материалы  : Лавка : Библиотека : Суворов :

Адъютант!

: Кавалергарды : Сыск : Курьер : Форум

Сайт переехал! Новый адрес - Подробности

Составил штабс-капитан Карцов.

История лейб-гвардии Семеновского полка


Полковые истории

Внутренние учреждения

Неслужебный быт

Семейства нижних чинов. — Московская полковая и полковая инженерная школы. — Преимущества посещавших последнюю. — Положение о сиротах и об отставных.

 

Под заглавием «неслужебный быт» помещаем немногие сведения, сохранившиеся в делах архива, о семейной жизни чинов полка и о средствах, какие доставляло им правительство к приобретению умственного образования, в свободное от службы время.

Семейства нижних чинов.
Несмотря на то, что вступление в брак нижних Семеновских чинов делалось не иначе, как с разрешения начальства, число женатых было весьма значительно. Семейства их проживали в Москве не только во время походов, но и по переводе полка в Петербург. Делалось это из привычки ли к родине, или по недостатку помещения в новой столице, — решить трудно. Содержались семейства сами собою, кто как мог: оттого многие из них жили в большой бедности, иногда совершенно забытые мужьями и отцами, которые постоянно находясь в походах, отвыкали от семейной жизни. Последнее обстоятельство должно было обратить внимание начальства на положение солдатских семейств, и служило поводом, что у всех женатых приказано удерживать половину хлебного жалованья в пользу их жен и детей.
Дети нижних чинов мужеского пола, с 8-ми летнего возраста, записывались в списки полка, и считаясь малолетними, оставались на содержании родителей до 18 лет; потом, смотря по росту и способностям, поступали во фронт, в извощики, фельдшера, гобоисты и мастеровые. Самые неспособные отправлялись в матросы. 1 Впоследствии, нижние чины, не имевшие средств содержать сыновей при себе, обязаны были отдавать их на воспитание служащим в отставной Московской роте, с передачею права пользоваться отпускаемым им хлебом.

Московская полковая и полковая инженерная школы.
С 1721 года в Москве, в Преображенской слободе, учреждена для солдатских сыновей школа, в которой они под надзором начальника отставной роты, обучались чтению и письму. В то же время Государю угодно было учредить при полку инженерную школу, чтобы и служащим доставить возможность, в часы свободные от службы, приобретать полезные сведения [53]. Преподавателем в этой школе назначен унтер-лейтенант Гартуг, которому в помощь даны из главного фортификационного правления 3 кондуктора. Число учеников не определялось, потому что каждый желающий мог поступить в школу. В начале записались учениками 3 обер-офицера, 10 унтер-офицеров и 21 рядовых 2. Впоследствии, когда польза учреждения и выгоды, предоставленные учащимся, сделались для всех ясными, число желающих постоянно возрастало. Школа помещалась в одном из лучших домов, отведенных под постой полка.

Преимущества посещавших Инженерную школу.
Преимущества, данные ученикам инженерной школы, состояли в том, что офицеры, успешно обучавшиеся, баллотировались в чины прежде своих сверстников, хотя бы были и моложе их; те же, которые изучили более определенного, производились за отличие в следующий чин, обходя старших. Нижние чины увольнялись от караулов и домашней службы, и скорее повышались унтер-офицерские звания, против старших своих товарищей. В 1724 году программа школы, определенная Высочайшим Указом, значительно увеличена, и введено преподавание французского и немецкого языков. Тогда же определено:
1) Из обывательского дома перевести школу в казенный, для нее собственно построенный, на полковом дворе.
2) Учеников разделить на два класса, из которых во 2-й принимать вновь записывающихся, а в первом продолжать курс прежде начатый.
3) Собираться в классы в 6 часов утра, и заниматься до часу пополудни.
4) Покупать от казны нужные книги и инструменты для тех, кто не из дворян, а дворянам предоставить приобретение их на свой счет.
5) Дозволить каждому выбирать для себя из программы, какой-нибудь один предмет чтобы преимущественно заниматься им.
Плоды этого полезного учреждения вскоре обнаружились. Чрез три года по открытии школы, многие из нижних чинов, исключительно дворяне, отличавшиеся успехами, переведены были в разные места кондукторами 3.

Положение о сиротах и об отставных.
Не ограничиваясь заботами о детях лиц, состоящих на службе, Петр I обращал высокое внимание свое и на тех, отцы которых пали в сражениях, или оставили службу по старости и болезням. Высочайшая милость к вдовам и детям убитых в 1700 году под Нарвою, была распространена и на сирот, оставшихся после убитых при Лесной и
под Полтавой. Всем им отпускался окладной хлеб и шло жалованье, которое полк получал сначала из Преображенского, а потом из Монастырского Приказа.
Чины полка, выбывшие за ранами и старостью, в тех случаях, когда не могли нести службы в отставной роте, и не имели средств содержать себя, отправляемы были в монастыри на полное содержание, или получали пенсию [54]. Кроме официальных пособий, чины полка нередко имели счастие лично пользоваться милостями Государя, по частным своим просьбам. Одни просили его крестить детей, другие — на именины к себе, третьи — помощи в тяжебных делах, и т. п.
Жизнь и деяния Великого Монарха свидетельствуют, до какой степени простиралось его милостивое внимание ко всем такого рода просителям.

 

 


Примечания.

 1 В 1820 году, из числа солдатских сыновей поступили в матросы 112 человек.
 2 Первыми записавшимися в инженерную школу были:
Каптенармус:
князь Петр Прозоровский,
князь Роман Горчаков.
Рядовые:
князь Дмитрий Макулов,
Федор Сабуров
Михаил Пущин
Алексей Полубояринов.
 3 Адмирал граф Сиверс первый просил о назначении к нему лучших по успехам учеников полковой инженерной школы. Входящие письма за 1725.

 


Кругом марш!

Вперед!
Содержание
© 2003 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

 

Площадка предоставлена компанией СЦПС Рейтинг@Mail.ru