: Материалы  : Лавка : Библиотека : Суворов :

Адъютант!

: Кавалергарды : Сыск : Курьер : Форум

Сайт переехал! Новый адрес - Подробности

13-й Лейб-Гренадерский Эриванский Его Величества полк

 

Материал любезно предоставил Михаил Гололобов.

Полковые истории

 

Персидская война 1826—1828гг.

Новая война началась нападением персов на Мирак и другие пограничные пункты.. К началу боевых действий в полку по спискам было 3113 человека (до полного штата не хватало 587 человек). 1-й батальон стоял в Тифлисе, там же в рабочей команде были три роты 2-го батальона, 5-я рота несла караул в Цалке, 3-я и 9-я роты под командованием майора Хамуцкого находились в Шуригельской провинции и две роты в Манглисе. Полк был разделен на два отряда: 4 роты под командою командира полка Муравьева действовали против Эриванского сардара, остальные 6 рот против Аббас-Мирзы.

13 сентября произошло сражение у г. Елизаветполь. «Около 10-ти часов утра, 13 сентября, начал показываться неприятель от Куракчайской почтовой станции; все движения его по равнине были видны как на ладони: впереди джигитовали присоединившиеся к персианам татары Казахской и Шамшадильской дистанций.... Около полудня Аббас-мирза начал приближаться к позиции нашей с распущенными знаменами и барабанным боем, следуя по большой дороге к Елисаветполю с регулярными войсками, которые, не доходя 2-х верст до нашей позиции, начали выстраиваться на право и на лево... между тем резерв, состоявший из 6-ти регулярных баталионов шахской гвардии, под начальством младшего сына Аббас-мирзы, Измаила, не выступил еще из Курак-чая. При персидской армии было около 20-ти орудий, хорошо устроенных по европейскому образцу и много зембурекчи или легкой артиллерии на верблюдах».1)

Вот в каком порядке войска генерала Паскевича были выстроены перед сражением: 1-я линия – 2 полубатальона 41-го егерского (впоследствии 16-го гренадерского Мингрельского) полка; в центре – 12 пушек Кавказской гренадерской бригады (1-й роты); левый фланг – 2 полубатальона Ширванского полка; первая линия выслала стрелков; правый фланг прикрывали 2 полка казаков построенные в одну линию; левый фланг занимала грузинская и татарская кавалерия.
Вторая линия находилась в 200-х шагах от первой : за 2 полубатальонами егерей располагались 2 полубатальона 7-го Карабинерного полка; имея в 100 саженях третий полубатальон тогоже полка построенный в каре при 2 пушках; за Ширванцами в таком же порядке были построены 3 полубатальона Грузинского гренадерского полка. Обоими линиями командовал князь Мадатов. Против интервалов первых линий в три колонны были построены Нижегородские драгуны полковника Шабельского; в резерве 6 рот Херсонского гренадерского полка с 2 пушками. Силы персов под командованием Шах-Заде-Аббас-Мирзы насчитывали 15000 регулярной пехоты, 20000 кавалерии и нерегулярной пехоты при 24 пушках.
Простояв примерно час Паскевич под давлением своих генералов двинул войска в наступление, сразу же завязалась артиллерийская дуэль. 18 батальонов персидской пехоты прикрываясь дымом подошли к нашему фронту и левому флангу и открыли огонь. «Персидская регулярная пехота остановилась и открыла батальный огонь, поддержанный артиллерией, поставленной в интервалах между батальонами; в тоже время часть пехоты и толпы кавалерии бросились на наш левый фланг. К счастью, впереди этого фланга находился небольщой, но довольно крутой овраг, который не мог быть замечен неприятелем, между тем обстоятельство это имело важное влияние на судьбу сражения».2) Кавалерия противника вынуждена была остановиться и попала под огонь находившихся здесь двух полубатальонов Ширванского полка. Одновременно персов атаковали грузинские и татарские милиционеры поддержанные двумя эскадронами Нижегородских драгун. По приказу генерала Вельяминова наша центральная 12-ти орудийная батарея открыла огонь по персидской пехоте.
Полковник Авернаус по приказу князя Мадатова повел в контратаку пехоту первой линии, колонны второй линии вошли в интервалы первой и всей массой обрушились на персов. Противник стал отходить, ширванцы захватили одну пушку. Кавалерия противника начала обход наших флангов.
Паскевич
бросил на левый фланг Херсонцев и дивизион Нижегородских драгун. Но на левом фланге положение оставалось сложное, персидская кавалерия при поддержки 6 батальонов пехоты сбила казаков и атаковала каре Херсонцев и 1-й дивизион драгун. Видя это полковник Шебальский повернул вправо каре 1-го полубатальона 7-го карабинерного полка с 5 пушками. Майор Клюки-фон-Клюгенау, командовавший карабинерами, провел стремительную контратаку, 1-й и 2-й эскадроны нижегородцев, обскакав персидскую пехоту атаковали ее с левого фланга. Персы поспешно отошли в старые укрепления расположенные на крутой возвышенности. «Между тем день склонялся к вечеру и весь корпус давно уже пришел в Курак-чай, не застав там не одного персианина... Клюгенау, выведенный из терпения , выбрал вблизи кургана небольшой холм, на который , приказав втащить два орудия, открыл огонь по завалам».3) Карабинеры рот капитана Авраменко и штабс-капитана Музайко атаковали их и после некоторого сопротивления 819 уцелевших персов сдались. Среди захваченных трофеев было 2 знамени. Во время атаки отлично проявил себя поручик Куликовский. Персидские войска потерпели очередное поражение. За эту победу Паскевич был награжден шпагой с алмазами; князь Мадатов получил чин генерал-лейтенанта; генерал-майор Вильяминов орден Святого Георгия 3-й степени; майор Клюки-фон-Клюгинау орден Святого Георгия 4-й степени; ротные командиры Авраменко и Долин ордена Святого Владимира 4-й степени: «Командовали полубатальонами, бросались в штыки, оказывая при сем случае хладнокровие и храбрость, первый из них кроме того находился при штурме 1000 человек сарвазов, укрепившихся в шанцах на крутой возвышенности, действуя преимущественно перед другими неустрашимо и с примерной храбростью». Многие офицеры ордена Святой Анны,так капитан Ротмистров и штабс-капитан Музайко Св.Анну 4ст.: « При первом действии колонны в штыки, командуя ротами, преследовали неприятеля с хладнокровием и храбростью; последний же находился при штурме 1000 человек сарвазов, укрепившихся в шанцах на крутой возвышенности, действуя преимущественно перед другими неустрашимо и с примерной храбростью». или повышение в чине. В каждую роту было выдано 8 знаков отличия Военного Ордена. Среди кавалеров были: унтер-офицеры – Лонгин Захаров (45794) и Герасим Николаев (45795); рядовые – Наум Неглядов (45796), Харлам Егоров (45797), Иван Швецов (45798). Победа была полной но противник с такой поспешностью бежал , что победителям досталось не так много трофеев: 3 орудия, 1 зембурек, 3 знамени и до 1100 пленных.

21 сентября три роты полка приняли участие в разгроме противника у Мирака. Осенью и в начале зимы отряды русских войск под командованием генерал-адъютанта Паскевича и генерал-лейтенанта князя Мадатов провели несколько походов с целью улучшения снабжения войск и обнаружения противника, в этих экспедициях принимали участие и подразделения 7-го Карабинерного полка.
1827год В конце марта 3-й батальон 7-го Карабинерного стал 2-м, а 2-й 3-м, поменяли свои номера и роты за исключением 7-й и 4-й. 1-й и 2-й батальоны вошли в состав действующих войск, 3-й батальон нес караульную службу в Тифлисе и Цалке, в Манглисе осталась 7-я рота. Произошли изменения в командование Кавказским корпусом, вместо отозванного генерала Ермолова, командующим становиться генерал-адъютант Паскевич. 29 марта 1827г. командир 7-го карабинерного полка полковник Муравьев был назначен помощником начальника штаба корпуса. В командование Карабинерами по рекомендации Муравьева вступил полковник барон Борис Андреевич Фредерикс: «...я назвал Бориса Фредерикса, полагая в нем все хорошие качества, которые он показывал». (Русский Архив №91889го стр.80 )
6 апреля отряд под командованием генерал-адъютанта Бенкендорфа в состав которого вошел 2-й батальон 7-го Карабинерного под командованием майора Хамуцкого выступил в поход в Эриванское ханство. 24 апреля отряд подошел к Эривани. 25 апреля 2-й батальон Ширванцев при 6 пушках и две роты карабинеров под командой штабс-капитана Толстого захватили Ираклиеву гору и начали обстрел города. Около 16.00 1-й батальон Грузинского гренадерского полка бал атакован сарбазами, на его поддержку была послана 5-я рота карабинеров капитана Волжского, персы отступили в крепость. 30 апреля около 200 всадников противника попытались прорвать блокаду , на мосту через р. Занги с ними в бой вступил пикет поручика Петрова, 50 рядовых и 3 унтер-офицера успешно ликвидировали попытку прорыва, командир пикета был награжден шпагой с надписью «За храбрость». Видя что войска несут потери от голода и болезней, а также отсутствия тяжелой артиллерии делающие штурм Эривани невозможным было принято решение идти в Нахичевань. Войска корпуса стоявшие в лагере на р. Горничая были разделены на две дивизии, 7-й Карабинерный полк вошел в состав дивизии генерал-майора Вильдбовского. 27июня русские войска вошли в Нахичевань. 5июля произошло дело при Джаван Булахе, карабинеры непосредственного участия в бою не принимали. 7июля пред силой русского оружия капитулировал гарнизон крепости Аббас-Абада. За участие в деле 5 июля и осаде Аббас-Абада командиру 7-го Карабинерного полка Фредериксу был пожалован орден Святой Анны 2-й степени, майор Кашутин произведен в подполковники, а Мартынцев был награжден орденом Святого Владимира 4-степени с бантом. Войска несли потери от болезней и плохо снабжались продовольствием, принимается решение об их отводе к Карабабу где они приводились в порядок более месяца. На 1 августа в обоих батальонов карабинеров принимавших участие в походе было1769 человек.

15—19 сентября наши войска после бомбардировки взяли Сардар Абад. Гарнизон бежал оставив большие запасы провианта и пороха. Войска стали готовиться к штурму, но со стен раздались крики «Сардарь бежал», рота капитана Золотарева ведомая генерал-майором Остен-Сакеном и командиром полка бароном Фредериксом вошла в город.

23 сентября возобновилась осада Эривани, а 1 октября крепость пала. 19 октября русская армия вошла в Тавриз, а 30 октября отряд барона Розена 6-го в который вошел и 7-й карабинерный полк двинулся в направлении Тегерана. В ночь с 9 на 10 февраля в Туркменчае был подписан трактат по которому к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства и часть Талышинского ханства, кроме того персы должны были выплатить контрибуцию в размере 20 млн. серебряных рублей. 27 июня 1828 года Херсонскому и Грузинскому гренадерским, Эриванскому карабинерному и 1-й батареи Кавказской гренадерской бригады были пожалованы знаки на головные уборы с надписью «за отличие».

29 октября был обнародован ВЫСОЧАЙШИЙ ПРИКАЗ о наименовании 7-го Карабинерного полка «Эриванским карабинерным». В ознаменование победы в войне с персами офицеры и солдаты Эриванского карабинерного полка были щедро награждены царствующим монархом. Командир полка барон Фредерикс был пожалован орденом Святой Анны 2-й степени с алмазами; командир батальона Мартынцев и штабс-капитан Музайко – золотыми шпагами с надписью «За храбрость»; ордена Святого Владимира 4-й степени получили капитаны Ротмистров и Золотарев, штабс-капитан Колпинский и младший лекарь Соколов; остальные офицеры ордена Святой Анны. Как всегда нижним чинам одного из лучших полков на Кавказе было роздано много знаков отличия Военного Орден.

 

 



ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1) Грежегорский И. Генерал-лейтенант Клюки-фон-Клюгенау Очерк Военных Событий на Кавказе 1818—1850гг. РУССКАЯ СТАРИНА 1874г. т.ХI, кн.11, стр.498
2) Гржегоржевский И. Указ.cоч., т.ХI, стр.498
3) Гржегоржевский И. Указ. соч. т.ХI., стр.499-500
4) Кроме того, использовал историю полка, написанную Бобровским П.О.

 


Содержание
© 2003 Адъютант! При использовании представленных здесь материалов ссылка на источник обязательна.

 

Площадка предоставлена компанией СЦПС Рейтинг@Mail.ru